Алхимия фантазии. Воображение у детей
Алхимия фантазии. Воображение у детей

Алхимия фантазии

воображение

Обычно под воображением понимают способность выдумывать нечто несуществующее — сочинять всякого рода небылицы, сказки, фантасмагории, так называемые фантастические романы и повести. Однако это лишь одна узкая, частная функция воображения.

Известны тысячи свидетельств, демонстрирующих необходимость фантазии для творческой деятельности в искусстве, в научном поиске, в любом виде творчества. Эти наблюдения подтверждаются в психологических исследованиях, специально разрабатывающих проблему воображения.

Ну а как обстоит дело в каждодневности?

Воображение в повседневной жизни

Без фантазии немыслим процесс труда. Ведь, приступая к труду, мы должны представить его результат. Иначе пришлось бы предположить, что, взявшись за дело, мы не знаем, что хотим сделать. Хотя, признаем, и такое бывает.

Без воображения невозможно никакое планирование, отвечающее сколь-либо отдаленной перспективе. В этом смысле планируют все люди, и не только, и не столько, целостный процесс своей жизни, но и более близкие цели: как изучить иностранный язык, как распределить семейный бюджет, как провести отпуск, как накрыть стол для гостей. В тысячах ежедневных мелочей мы непрестанно используем свою способность воображения, даже не подозревая, что мы это делаем, как мольеровский Журден, который не подозревал, что “говорит прозой”.

И уж совсем очевиден факт существования своеобразного воображения у детей. Гете говорил, что дети могут из всего сделать все. Они легко строят на основании небольшого числа реальных предметов или их признаков сложные картины и целые “романы”.

Следует непременно указать и другую особенность воображения. Образы фантазии, не совпадая полностью с действительностью, тем не менее являются ее отражением. Поэтому воображение зависит от богатства и разносторонности человеческого опыта, возрастает и качественно развивается с его накоплением. Поэтому-то воображение гораздо сильнее и ярче у подростков, чем у более младших детей. Свое высшее выражение находит оно в творческой деятельности художника или ученого.

Какую же роль способно сыграть воображение в формировании личности?

Роль воображения в жизни детей

Возможно, сложности становления личности подростка в немалой степени связаны с тем, что его идеал всецело остается в области мечты, не согласуясь с реальными действиями, направленными на его реализацию. А ведь идеал имеет смысл для развития личности лишь тогда, когда он, не совпадая с действительностью, предполагает ее активное изменение. Здесь требуется умение постоять за идеал и найти средства и способы его утверждения в жизни. Именно это “напряжение противоречия” между давлением обстоятельств жизни и стремлением к их изменению фиксируется в феномене “включенной невключенности”. С юношеским максимализмом подросток стремится к “изменению мира”.

Представить путь движения к идеалу возможно лишь на основании развитой способности воображения, которая, преодолевая неясность, расплывчатость представления о будущей жизни, заполняя это представление деталями, позволяет рассматривать будущее как “реальность”. Способность воображения позволяет оформить в образ те черты и свойства окружающего мира, которые выражают общественно выработанный, культурно-исторический определенный взгляд на вещи и человеческие отношения.

В этом заключается огромное значение воображения для жизни человека. И если у подростка воображение не развито, или плохо развито, или “погасло”, то как осознать ему общественное содержание идеала и увидеть путь к его достижению?

Без развития воображения, фантазии — этих важнейших человеческих способностей — невозможно полноценное, всестороннее развитие личности. Стало быть, перед педагогической практикой стоит задача сформировать эти способности у детей и подростков.

Значение искусства в развитии воображения

Среди форм сознания и деятельности человека существует одна, где способность к воображению является основополагающей. Это сфера искусства, которое, по меткому замечанию философа Э. Ильенкова, есть “продукт развитой, профессионально усовершенствованной силы воображения, фантазии”.

Воспринимая произведение искусства, мы не раскладываем действия и поступки героев по характеристикам (как это еще часто делают в школе). Нет, мы мучаемся и радуемся вместе с героями и лишь потом, обязательно лишь потом можем в мыслях возвращаться к прочитанному, совершая как бы следующий акт — разделение целостного образа, его всестороннее рассматривание, анализ. А затем, на этой основе, мы часто опять возвращаемся к целостному восприятию образа, пополнив его существенными деталями, которыми обогатил нас анализ.

Искусство в известном смысле является развитой способностью видеть конкретное, живое целое раньше его частей. И фантазия художника, свободно двигаясь в материале действительности, умеет повернуть его так, чтобы в нем проступили неясные еще явления жизни. Искусство “меняет наш взгляд на действительность” (Гегель), раскрывает в движениях человеческой судьбы и души самые глубинные тенденции, самые тонкие повороты развития личности.

Искусство позволяет дать урок нравственности, не облеченной в форму нарочитой поучительности. Сила искусства заключается в том, что оно дает нам образцы идеальных характеров в различных ситуациях жизни, утверждая в любой ситуации высокие истины. Искусство не только демонстрирует нам эти идеальные характеры в действии, но и раскрывает путь становления героя, являясь для подростков ориентиром для построения собственного плана жизни, стимулируя самовоспитание. А главное, искусство, “заражая” человека смелостью своих построений, дает импульс к “воображению” своей жизни в том виде, в каком ее хотел бы видеть человек. Все это делает искусство главной школой фантазии и мечты.

Конечно же, искусство — лишь один канал, по которому идет развитие воображения (хотя и самый основной и наиболее действенный). Имеются и другие средства и способы формирования воображения — от игры малышей до самостоятельного творчества подростков во всех его видах: художественном, техническом, литературном. Наконец, и человеческое общение может стать постоянной школой развития фантазии, если мы в нем стремимся не только высказать (и выказать) себя, но и понять, почувствовать, что на душе и “за душой” у собеседника.

Подростки и воображение

Цели подростков обладают некоторой спецификой. Во-первых, это по преимуществу самостоятельно поставленные цели. Во-вторых, это главным образом идеальные цели, вводящие подростка при помощи продуктивного воображения в мир общественных отношений. Будучи по своему характеру идеальными, цели подростка не могут в полной мере выполнять роль реальных мотивов его поведения. Однако важно, что, возникнув, они помогают подростку наметить план жизни, определенную направленность дальнейшего развития своей личности. Очень надеемся, что наш сайт “Занимательная химия для детей” поможет вам и вашему ребёнку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Занимательная химия