Заинтересовать ребенка наукой и показать, что получение знаний занимательно, можно, если еще в дошкольном возрасте продемонстрировать несколько волшебных опытов. В магазинах есть специальные наборы для несложных химических чудес, которые дошкольник легко сделает самостоятельно.
Описание опыта
Для многих экспериментов достаточно ингредиентов, которые есть в любом доме. Радуга в стакане – опыт для детей, который познакомит их со свойствами воды. Эта тема объединяет три разных опыта, которые можно провести в группе детского сада или дома. Для них не требуется специальных приспособлений и реактивов, а разноцветный результат фокуса понравится участникам. Первый эксперимент раскрывает понятие плотности воды, второй – впитывающую способность бумаги, а третий – преломление света.
Описание опыта для детей «Радуга в стакане» можно найти в формате видео, для его подготовки требуется немного времени и гуашь или пищевой краситель нескольких цветов.
Подготовительный этап
Чтобы провести эксперимент «Радуга в стакане» в детском саду, воспитатель может выучить вместе с группой стишок, который помогает запомнить порядок цветов радуги. Это будет главное заклинание. Пусть малыши попробуют на вкус воду, решат, какого она цвета, добавят немного краски и перемешают. Они увидят, что жидкость полностью меняет оттенок. Экспериментирование научит детей аккуратности при обращении с водой, разовьет мелкую моторику и умение рассуждать.
Что понадобится для эксперимента
Чтобы продемонстрировать опыт «Радуга в стакане» для дошкольников, потребуются несложные приготовления. У каждого участника на столе должен быть следующий набор:
- сахарный песок или соль, около 0,5 кг;
- по 6 пластиковых стаканчиков (можно больше);
- пищевые красители или гуашь 5 цветов;
- теплая вода;
- шприц без иглы;
- салфетка и лист плотного картона;
- цветные фломастеры;
- маленькое зеркало;
- фонарик.
Детям может потребоваться помощь в том, чтобы аккуратно смешать ингредиенты и сохранить их пропорции.
Пошаговая инструкция опыта для детей «Радуга в стакане»
Воспитатель рассказывает группе, что в ходе фокуса получится сразу три радуги. Они будут разными, но любую из них можно повторить с родителями в домашних условиях.
Для первого опыта малыши вырезают из салфетки и плотного картона полоски шириной 5 см. На расстоянии 3 см от края каждой из них проводят поперечную линию простым карандашом. На них дети ставят точки фломастерами 7 цветов радуги.
Полоски бумаги опускаются в воду так, чтобы она на 1 см не доходила до точек. Через несколько минут цвета на салфетке растекаются. На плотной бумаге это происходит медленнее.
Описание опыта для детей «Радуга в стакане» во втором варианте потребует выключить в группе лампы. В стакан или другую емкость с водой воспитатель наполовину опускает зеркало. Дети направляют на него свет фонарика и смотрят, где появится радуга. Можно попробовать поймать ее на лист бумаги.
Пошаговая инструкция для третьего эксперимента «Радуга в стакане» более сложная:
- Выставить в ряд стаканчики по числу красителей. Первый оставить пустым, во второй положить одну ложку сахара или соли, в третий – 2, в четвертый – 3 и так далее.
- Добавить во все стаканчики по 45 мл теплой воды и растворить в ней содержимое. Главное не перепутать порядок.
- Ввести пищевые красители или гуашь и перемешать. В емкость с самым большим количеством сахара добавить пару капель красного цвета, в следующий – оранжевого, желтого и так далее.
- С помощью шприца аккуратно наполнить разноцветными жидкостями пустой стакан по порядку. Разная плотность не даст им перемешаться.
Чтобы поделиться с родителями успехами малышей, можно снять проведенный в детском саду опыт «Радуга в стакане» на видео или сделать яркие фотографии участников с результатами экспериментов.
Как объяснить «Радугу» дошкольникам
Завершить интересный урок стоит пояснением свойств воды. Воспитатель может рассказать детям, что чем плотнее материал – бумага по сравнению с салфеткой – тем медленнее он намокает. Поэтому точки от фломастеров растекаются дольше.
Описание опыта для детей «Радуга в стакане» во втором варианте включает следующее объяснение: свет состоит из полного спектра цветов, а с помощью зеркала он распадается на составные части.
В третьем эксперименте нужно рассказать, что чем больше сахара или соли растворено в стакане, тем более плотной становится жидкость. Именно поэтому цвета не перемешиваются.